Трудные вопросы полового воспитания «особых» подростков рассмотрели в течении двух дней уфимские специалисты, работающие с детьми с ментальными и иными нарушениями, и их родители.
15-16 октября для родителей и специалистов, интересующихся вопросами обучения и воспитания людей с интеллектуальными нарушениями состоялся семинар на тему: «Сексуальность людей с нарушениями интеллектуального развития: вопросы полового воспитания и социального развития». Семинар посвящен острым проблемам сексуальной жизни людей с интеллектуальными нарушениями.
Светлана Владимировна Андреева приехала к нам из г. Пскова и представила свой многолетний опыт работы с детьми и молодыми людьми с ментальными, тяжелыми и множественными нарушениями, а также изученный и примененный в жизни своих воспитанников зарубежный опыт работы.
Вопросы полового воспитания – одни из наиболее трудных в воспитательном процессе. Эта тема является «больной» в воспитании обычно развивающегося ребенка. Еще сложнее обстоит дело, когда речь идет о детях, подростках, взрослых с тяжелыми нарушениями развития, т.е. людях, которые развиваются особым путем; которые вследствие разных причин очень отличаются от «нормального» большинства; чей физический и психический возраст зачастую существенно отличается от паспортного, о людях с такими адаптивными навыками, которые не позволяют им самостоятельно жить.
Работая в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения г.Пскова, педагог, психолог, много лет занимающийся вопросами полового воспитания подростков и молодых людей с нарушениями развития, очень деликатно, просто и глубоко раскрыла нелегкие вопросы:
А нужно ли им это вообще?
А понимают ли они это?
Как им все это объяснить?
Разброс мнений относительно сексуальности этих детей, подростков, молодых людей очень широк. Могут говорить: «они все гиперсексуальны, их надо опасаться», другое мнение: «они же ничего не понимают, им все это не нужно». Но в реальности все люди индивидуальны в не зависимости от особенностей развития.
В первый день Светлана Владимировна очень подробно поговорила с родителями, обозначила границы правильного, социально приемлемого поведения, мудрости и хитрости воспитания, как не допускать сложных социальных ситуаций, и как выходить из них.
Многие родители перевернули в себе представления о половом воспитании своих «особенных» детей, а многие утвердились во мнении, что они все делают правильно, не выделяя особенности, воспитывая ребенка как обычного человека.
Второй день был таким же ярким, лекция и общение со специалистами выявили много проблемных зон. Как педагоги, работающие в специализированных школах, слушатели говорили о трудностях взаимодействия как с детьми, так и родителями по данному вопросу, о сложностях в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями в целом. И продемонстрированный опыт наглядно показал возможности, механизмы, практики, помогающие наглядно, деликатно, эффективно проводить эту непростую работу.
Для нас ярким и важным показалось то, что Светлана Андреева много внимания уделяла вопросу уважительного отношения к ребенку с тяжелыми нарушениями :«Мы все всегда можем проявить свою власть, задавить авторитетом, сослаться на правила. Но главное в воспитании, а особенно в такой теме как половое воспитание, делать все по-человечески! Уважая себя, с чувством собственного достоинства и с уважением к ребенку/подростку и к его родителям!»
Мы бесконечно благодарим Светлану Андрееву за прекрасный семинар, за представленный материал, за то, что эта тема теперь для нас и наших специалистов не является закрытой.
Психологи нашего Центра давно готовы к запросам родителей по вопросам полового воспитания и особенностей поведения детей и подростков с ментальными нарушениями.
Обращайтесь, уважаемые родители! Мы всегда рады разобраться и помочь.