Пока дети с инвалидностью и особенно наши с вами дети, дети с ментальными нарушениями, очень слабо включены в жизнь сообщества своих сверстников. Такому ограничению способствует наличие отношенческих и архитектурных барьеров. В школах, несмотря на государственные программы поддержки инклюзии, эти дети часто исключены из школьной жизни и не имеют возможности проявить свои способности. Это связано с тем, что педагоги не владеют практическими методами включения их в процесс обучения вместе со всеми учениками, сверстники и их родители часто не приветствуют присутствие ученика с инвалидностью в классе. В свою очередь, родители Детей с инвалидностью не всегда знают о правах своего ребенка на образование и создание специальных условий.
Этот проект разработан РООИ «Перспектива» г.Москва и в прошлом году реализовывался в трех регионах: Москва, Самара и Нижний Новгород. В этом году география проекта расширена за счет вовлечения новых регионов – Уфа, Казань, Новосибирск и Екатеринбург. И мы рады, что имеем такую возможность идти параллельно с нашими партнерскими организациями. Главный инициатор и партнер проекта — торговые центры МЕГА.Надо отметить, что школы не всегда имеют стратегию развития инклюзии и испытывают затруднения в создании специальных условий и сопровождения обучения детей с инвалидностью, недостаточно знакомы с успешной практикой инклюзии, имеют ресурсы на создание служб сопровождения обучения детей с особенностями и ресурсной поддержки педагогов в их стремлении развивать инклюзивные подходы.
Но мы уже сегодня можем отметить, что у нас в Уфе дела обстоят лучше: наше городское Управление образования активно поддерживает и направление инклюзии и, в частности, реализацию проекта.
На сегодняшний день при РОО «СоДействие» РБ сформирована команда из числа молодых людей с инвалидностью, начали проводить семинары и тренинги для школьников, педагогов, организовывать мероприятия, способствующие пониманию инвалидности и процессов инклюзии в сообществе.
Выбраны 5 школ-участников проекта. Это школы № 37, 87, 95, 106, 128. Критериями отбора послужило то, что в этих школах уже сейчас, так или иначе, учатся дети с инвалидностью.Что делают в школах? А в школах проводят уроки! Особенные уроки – «Уроки доброты». И молодые, успешные не смотря на инвалидность, люди рассказываю о себе, о том, что им мешало учиться вместе со всеми, а что наоборот было важным. Говорят, что инвалидов не нужно жалеть, потому, что жалость им самим обидна, но учат, что можно и обязательно нужно помочь, и учат как правильно это сделать. И первые такие уроки показали, что это интересно, полезно и правильно.